Меню

Есть места затерянные на большой карте и в большой истории. Из их числа город Купино, чья история начинается в конце XIX-го века, как небольшой деревни в Кулундинской степи.

 

Первый качественный скачок населенного пункта связан с развитием железнодорожного сообщения. Участок дороги, соединивший Купино и Татарск, через который уже шла Транссибирская магистраль, был запущен в 1915 году. Этот факт послужил началом промышленного освоения будущего города. Население стало увеличиваться за счет оседавших местных степняков и переселенцев из центра и западных окраин России. В 1936 году село получает статус рабочего поселка, а уже в 1944 — города районного значения.

 

Целинное освоение Кулунды сформировало аграрно-промышленное лицо этого края Западной Сибири, где одно из ключевых мест заняло Купино.

 

В 1954 году принял первое зерно новый элеватор, к 70-м годам ставшим одним из крупнейших в своем роде сельхозпредприятием, принимающим до 130 000 тонн зерна.

 

Другим неофициальным рекордом является высота рабочей башни — 71 метр! По данным, имеющимся у сотрудников зернохранилища, это самой высокий элеватор у нас в стране и второй по высоте в мире, самый высокий где-то в Канаде…

 

Надо заметить, что проект нового элеватора начал реализовываться еще в  50-м году, и поскольку в сталинские времена всё делалось осмысленно и с расчетом на будущее, можно предположить, что для Купина предполагалась какая-то особая роль. Но вероятно многие проекты в последствии были свернуты и остались для нас неизвестными.

 

Подтверждением стратегического значения этого места для страны является разворачивание под городом военной части: 849-го истребительного авиационного полка. 849-й ИАП был дислоцирован с 1962 года, расформирован в конце 1990-х, сильно повлияв на жизнь сельского городка шумом реактивных двигателей и чудесами высшего пилотажа в небе.

 

Авиагородок жил своей отдельной, во многом закрытой для других горожан, жизнью, и у некоторых коренных жителей, более близких к сельскому быту, на этом фоне даже развивался некоторый комплекс, что Купинград является городом ровно настолько, насколько здесь расквартирована воинская часть…

 

Но были и те, у кого такое соседство вызывало гордость: согласно местным легендам здесь базировались экипажи, которые выполняли боевые задания во время войны во Вьетнаме, где валили американских стервятников в джунгли и на дно океана. Возможно, где здесь бывал и героический летчик Ли Си Цын…

 

Но время идет, и город оставил в прошлом тяжелые годы постсоветского развала и перешел от выживания к развитию. Действительно, Купино уже не такое, как 20 или 30 лет назад…

 

welcome

Добро пожаловать в Купинский район.

 

 

doroga

Дорога через Кулундинскую равнину. Справа железнодорожная ветка.

 

Для местного рельефа характерны относительно узкие и вытянутые возвышенности, которые называются гривами или гривками. Они разделяют обширные равнинные участки, в проседании которых образуются многочисленные озера и болота, как постоянные, так и пересыхающие. Иногда болота отступают, иногда разрастаются и поглощают всё вокруг до чего дотянутся.

 

 

vokzal

Купинский железнодорожный вокзал и немного местного графического дизайна.

 

 

parovoz

Паровоз-памятник, как символ значимости железной дороги для развития Купина.

 

 

front i tyl

Памятник и мемориальный комплекс "Героям фронта и тыла" на привокзальной площади. Открыт в 1978-м году.

 

 

tank

Монументальная боевая техника на службе военно-патриотического воспитания. Более позднее дополнение к мемориальному комплексу.

 

 

muzei
Здесь же с 2014 года работает обновлённый краеведческий музей Купинского района. Архив и экспозиция расширяются, но и уже впечатляют.

 

 

mig

МиГ-21. Самолёт-памятник на территории бывшего военного городка.

 

 

aero1

Заброшенный объект Министерства обороны.

 

 

aero2

Опустевшие объекты военного аэродрома 849-го ИАП.

 

 

promgorka

Купинская "промгорка". Вид со стороны бетонки, ведущей из военного городка на бывший аэродром. За озером (или всё-таки болотом) Галютиха на гривке расположены основные агропромышленные предприятия города. Слева возвышается эпичный элеватор, справа — трубы молочно-консервного комбината.

 

 

elevator
Вероятно самый высокий в России элеватор — 71 метр. Самый узнаваемый и известный промышленно-архитектурный объект в городе.

 

 

ploshad

Центральная площадь в будний день. Здания администрации района и зала бракосочетаний в стиле советского классицизма. Между ними неизменный Ильич на страже государственных и семейных ценностей.

 

 

dk

Дворец культуры после реконструкции. Построен в 1966 году.

 

 

raimag

Бывший раймаг сейчас называется иначе, но торговый профиль сохранен. Тоже историческое здание, построено в 1956 году.

 

 

petr fevronia

Памятник святым Петру и Февронии Муромским в центральном парке. Примета нового времени.

 

 

hram

Храм во имя святого Апостола и Евангелиста Луки. Первое освящение храма произошло в 1900-м году. В советское время здесь находился дом пионеров. Здание восстановлено и возвращено епархии в 2006 году.

 

 

ul sovetov

Интересно, что хоть улица Ленина — одна из исторических улиц города, она не центральная. Главной артерией города, на которой находятся основные объекты внимания, является улица Советов, которая одно время называлась именем Сталина, а до того — Крестьянская...

 

 

ul lenina

А это улица Ленина.

 

Комментарии   

Владимир
Владимир 12.03.2016 21:27
С любовью и благодарностью рассматривал до боли родные места, с жадностью всматривался в фотографии. Купино мой любимый город детства. Мой отец служил в 849 ИАП ПВО. Я родился в 1954 году, и мы жили в военном городке. Поэтому, информация, что авиаполк дислоцировался с 1962 года, неверная! Возмож но, с 1952 г. Есть ещё одна неточность: неверно указан ракурс в подписи под фотографией: "Купинская "промгорка". Вид со стороны бетонки, ведущей из военного городка на бывший аэродром."
Правильней было бы написать: "...Вид со стороны бетонки, ведущей с бывшего аэродрома в военный городок."
Много раз ходил этой дорогой с мамой в лес за грибами и ягодами и катался на велосипеде.
Очень грустно, что нет больше этой воинской части. Боже, какая жизнь там кипела! Какие праздники устраивались с художественной самодеятельност ью! Спортивные мероприятия! Футбол, хоккей, каток, танцы! Да и для обороноспособно сти страны эта часть была ой как не лишняя! Очень надеюсь, что былая мощь нашего государства будет возрождаться.
Спасибо Вам за этот сайт! С любовью в сердце к моей родине.
Ответить
Halina567
Halina567 23.04.2016 14:22
ЖИЛА В ЛЕТНОМ ГОРОДКЕ С 1952 ГОДА ПО 1960 Закончила первый и второй класс В школу ходили зимой через болото У чилась и в музыкальной школе Помню своих одноклассников Исламова Валеру и Самойленко Колю Из нашего городка
Ответить
Владимир
Владимир 23.04.2016 16:03
Как твоя фамилия, Галина? Может быть я знаю тебя? Коля Самойленко был мой друг. Сейчас он живёт в Астрахани, как и я. В школу я ходил через озеро. Ты называешь его болотом, а мы с Колей Самойленко там бредешком ловили карасиков! Ещё помню, как сильно испугался, когда подо мной лопнул лёд от мороза. Был сильный удар по льду. Гул шёл.
Ответить
Григорий Никуленко
Григорий Никуленко 04.04.2016 07:47
Большое спасибо за добрый и развёрнутый комментарий.
Вид на Промгорку, действительно, со стороны направления от аэродрома к городку. Но сама дорога, как правило, называется по направлению от основного объекта к подчинённому…
Год 1962 дислокации полка взят из "Хронотопа Купинского района", подготовленного местным музеем. В самом музее подробной и документальной информацией о военном городке не обладают, поскольку всё это осталось в ведении Министерства обороны, а оно, как объяснили, информацией не делится по своим причинам. Вполне вероятно, что городок был заложен раньше 1962 года, возможно, что и в 1952.
Вообще по моим ощущениям в то послевоенное время для Купина была определена некая особая миссия, которая сейчас уже непонятна и забыта, но именно она определила полвека в жизни города.
Ответить
Владимир
Владимир 23.04.2016 16:49
Спасибо Вам за великолепные фотографии! В них, как и в моей памяти, ни одного облачка! Помню паровоз-памятни к. Он и тогда уже (50 лет назад) стоял. Ещё было бы здорово увидеть Купино зимнее. Я помню большие берёзы у нас в военном городке в сказочном инее! Как в сказке "Морозко". И катания детей на санях дровнях, запряжённых лошадьми на Новый Год. А ведь кто-то позаботился о нашем счастливом детстве!
Ответить
Halina567
Halina567 24.04.2016 06:54
СПАСИБО ВАМ ОГРОМНОЕ ЗА ЭТИ ПРЕКРАСНЫЕ ФОТОГРАФИИ. МОЕ СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО СВЯЗАНО С ЭТИМ ГОРОДОМ. БЫЛО ОЧЕНЬ ПРИЯТНО ОКАЗАТЬСЯ ХОТЬ НА НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ В ПРОШЛОМ. С УВАЖЕНИЕМ ГАЛИНА МАТВЕЕВА
Ответить
Наталья Кокорина
Наталья Кокорина 07.07.2016 06:08
Еще одно спасибо за фотографии. Жили в авиагородке с 1963 по 1968 гг. Тоже ходила в школу № 1 в 1 и 2 класс через болото, через какие-то мостки, сколько раз весной и осенью проваливалась ногой в воду с этих мостков. Одно из воспоминаний детства поляна перед домом культуры в Авиагородке и стрекозы, столько стрекоз я в жизни больше не видела.А через аэродром ходили в колки за грибами, а через дырку в заборе, в которую могли пролезть только ребятишки, бегали в киоск от Молкомбината за мороженым. Сколько приятных воспоминаний. Спасибо.
Ответить
Владимир Павелко
Владимир Павелко 07.07.2016 08:28
Ах, как знакома мне та дырка в заборе! Блестящий десюльничек в ладошке и вперёд - за лучшим в мире мороженым! И походы в колки за грибами! Если бы Вы знали, как их мне не хватало в моей последующей жизни! Во сне только и мог позволить себе эту роскошь!
Ответить
Сергей Супруга
Сергей Супруга 03.01.2017 10:42
Я в Купино родился в 1958 году, и жил на улице Ломоносова до 1974 года. А потом окончил 105-ю школу, уехал в Новосибирск, поступил в НЭТИ (ныне - НГТУ), а дальше - понеслась жизнь то по ухабам, то по спидвею...
Решил посмотреть на снимки родного Купино, и был слегка ошарашен...
Большей части домов на Ломоносова - попросту нет! Неужели так лютовало болото?
Глянул на снимки аэродрома - и не увидел ни одного самолета! Залез в Википедию - оказывается истребительный полк расформировали, а аэродром закрыли. Ну и ну, вот дела...
А так что говорить - конечно, и мороженое самое вкусное на всей земле, и молочная халва - бесподобная, и дырка в заборе в военный городок, куда мы ходили в клуб в кино, и летние походы на Горькое, и грибные походы с наблюдением за полетами...
Да уж, город детства и юности, город, где жила первая любимая девочка, город, в котором мечталось как нигде!
Ответить
Александр Власов
Александр Власов 14.01.2017 18:16
Я родился в Купино в 1953 году. В то время там было военное училище, которое готовило летчиков для бомбардировщико в ИЛ-28. Мой отец, подполковник Власов Василий Васильевич, преподавал в этом училище. В 1960 году это училище по указу Хрущева о сокращении ВС закрыли, отец демобилизовался и мы переехали в Симферополь, где я живу по сегодняшний день. Помню военный городок, клуб, каток, лес, грибы, озеро, молочный завод. В школу пошел уже в Симферополе.
Ответить
Наталья
Наталья 15.02.2017 14:23
Жила в военном городке до 1966 года. Мне было 11 лет, когда отца перевели в Канск. Училась в 1 начальной школе. Первая учительница- Надежда Ивановна Ясиновская. Самый дорогой мне город. В душе щемит, глядя на снимки, хотя помню город не очень хорошо.
Ответить
Тимофеев Лондон
Тимофеев Лондон 05.09.2017 19:53
Я скучаю по своему городу. Напишите мне. Жил я в лондоне. Уехал в 1998 году. Ищу своих друзей.
Ответить
Здрасте Виктор
Здрасте Виктор 21.10.2017 16:21
Жил в Купино с родителями 1954=55годы.Мне было 6лет.Помню что парашютисты с самолета прыгали. к нам на улицу на мотоцикле с педалями летчики приезжали, а еще воду давали по жетонам
Ответить
Ольга
Ольга 28.10.2017 15:05
Мы жили в Купино до 1969 года в военном городке. Здесь родилась младшая сестра. Папа служил в штабе.Мне было 6 лет, когда мы уехали. Я помню пустырь, аэродром еще действовал. Мы там играли неподалеку. А еще с мам ой ходили отдыхать на озера. Их было много большие и маленькие. Некоторые пахли по-особенному. Я помню дружила с мальчишками из нашего дома. Их отей был летчик.
Ответить

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить